Свой сайт интернет-магазин или маркетплейс: что выбрать?

Свой сайт или интернет-магазин на маркетплейсе - изображение записи

С каждым годом увеличивается количество продаж в сети, и вместе с ним растет и доля маркетплейсов — больших и известных платформ для торговли, которые интернет-магазины могут использовать как дополнительный канал продаж. Эта тенденция прослеживается по всему миру, из-за чего многие продавцы предпочитают торговать только на маркетплейсах. Но все же, ежегодно создаются тысячи новых нишевых интернет-магазинов. Наши партнеры из Хорошоп рассказали, в чем принципиальная разница между маркетплейсами и интернет-магазинами.

Маркетплейсы

Рис 1 — Маркетплейсы: Prom, Rozetka, BIGL, Kasta, lamoda

Маркетплейс (англ. online marketplace, online e-commerce marketplace) — платформа электронной коммерции, онлайн-магазин электронной торговли, предоставляющий информацию о продукте или услуге третьих лиц, чьи операции обрабатываются оператором маркетплейса.
В целом маркетплейс представляет собой оптимизированную онлайн-платформу по предоставлению продуктов и услуг. Один и тот же товар зачастую можно купить у нескольких ритейлеров, при этом цена на товар может отличаться. (Определение из Википедии)

Отличие интернет-магазинов и маркетплейсов

Интернет-магазин — это инструмент, который позволяет использовать различные каналы продаж, а маркетплейс — это один из каналов продаж.

Продавцы, которые ограничиваются одним маркетплейсом, исключают возможность продаж на других площадках, и не могут рекламировать товары с помощью Google Ads, Google Shopping, SEO и т.д. А собственный интернет-магазин позволяет использовать и тестировать разные торговые площадки.

Особенности работы на маркетплейсах

У маркетплейсов достаточно ресурсов для масштабных рекламных кампаний, поэтому они широко известны покупателям. Розетка, Prom, LeBoutique, Kasta — они всегда на слуху. Больше об особенностях работы с ними читайте в статье-сравнении на блоге Хорошоп.

Маркетплейс Rozetka.ua

Рис 2 — Rozetka.ua — украинский интернет-магазин и маркетплейс

Маркетплейс prom.ua

Рис.3 — prom.ua — украинский маркетплейс, проект IT-компании EVO.

внешний вид маркетплейса Лебутик

Рис. 4 — LeBoutique — украинский шоппинг-клуб, в 2017 был запущен «Marketplace»

Каста

Рис.5 — Kasta.ua — украинский онлайн шопинг-клуб. Входит в состав Allegro group Ukraine наряду с Aukro.ua и Slando, является частью международного медиахолдинга Naspers.

Постоянный рост и увеличивающаяся известность маркетплейсов вряд ли превратятся в монополию, потому что, например, в США Amazon не может захватить рынок полностью из-за того, что Google и Facebook предлагают отличный рекламный функционал для нишевых интернет-магазинов, и постоянно его расширяют.

В Украине на лидерских позициях укрепилась Розетка, которая купила Prom. У нее достаточно конкурентов — LeBoutique, Kasta, Lamoda. Их преимущество в узкой специализации, которая помогает более качественно консультировать клиентов и разрабатывать функционал, заточенный под один тип товаров.

Плюс работы с маркетплейсами в том, что они обеспечивают постоянный наплыв клиентов и не нужно самостоятельно контролировать рекламные кампании. Но инвестируя в продвижение товаров, вы популяризируете маркетплейс, а не собственный бренд. Кроме того, очень сложно собрать базу лояльных покупателей, чтобы обеспечить повторные продажи, ведь очень маловероятно, что покупатель запомнит, у кого из продавцов он купил товар. Например, чтобы торговать на Розетке, нужно придумать принципиально новое название для вашего бренда.

Также необходимо подчиняться правилам площадки. У большинства маркетплейсов очень серьезные требования к качеству контента, документации на товары и обслуживанию пользователей. Также маркетплейсы модерируют комментарии, и в некоторых случаях очень сложно оспаривать неправдивые отзывы от конкурентов или недобросовестных покупателей.

Особенности работы интернет-магазинов

Собственный интернет-магазин позволяет распределять товары по различным рекламным каналам, маркетплейсам и прайсагрегаторам, а также определить самые эффективные. Но для получения хороших результатов нужно выбрать платформу, которая предлагает интернет-магазины, уже оптимизированные под использование рекламных каналов. Например, на платформе Хорошоп есть фиды для автоматической загрузки товаров на маркетплейсы и прайсагрегаторы, интеграции с различными полезными сервисами, централизованное обновление цен и остатков на всех площадках и т.д.

Своевременное обновление цен и остатков — львиная часть работы интернет-магазинов, которые используют несколько рекламных каналов. Но благодаря автоматизации, внесение изменений на одной площадке можно синхронизировать со всеми остальными. Благодаря этому, вы не будете вкладывать деньги в рекламу товаров, которые уже закончились.

Если ваши товары находятся на нескольких площадках, их достаточно сложно быстро обрабатывать и выводить по ним общую статистику. Если все заказы будут попадать сразу на сайт, вы сможете делать выводы из статистики и, главное, собрать свою клиентскую базу. Это позволит использовать ее для получения повторных продаж.

SEO, реклама в Facebook и в Google Ads дают возможность собирать трафик на сайт и продавать товары непосредственно с сайта. И в результате, у вас собирается клиентская база, которую можно использовать для рассылки и в качестве аудитории для ремаркетинга, рекламы Google и Facebook.

Выводы

Нельзя напрямую сравнивать интернет-магазины и маркетплейсы, ведь они выполняют разные функции. Но вам нужно знать особенности тех и других, чтобы сделать правильный выбор. Если вы не планируете масштабировать свой бизнес, обратите внимание на маркетплейсы, но если вам важна возможность использовать максимум рекламных каналов — инвестируйте в создание интернет-магазина.