Эксперименты в Google Analytics, или новая эра проведения A/B тестирования

A/B testing

Одним людям больше нравиться зеленый цвет, другим красный…
Интересно? - Не очень.
А если я скажу: “Посетителям Вашего сайта больше нравится зеленый цвет и они с большей долей вероятности будут нажимать на зеленую кнопку, чем на кнопку другого цвета?” Думаю, вот это важная для Вас информация. Но как понять, какой именно цвет (и не только цвет, а и другие показатели) положительно влияют на конверсию сайта? Ответить на этот вопрос нам поможет А/В-тест. Есть множество вариантов сделать А/В тест: от банального и старинного кода, который будет подменять страницы или их части в зависимости от рандомного числа, до более современных методов. Одним из которых является проведение экспериментов в Google Analytics (сокращенно, GA).

Почему именно эксперименты в Google Analytics?

Тут все просто:

  • во-первых, Google Analytics даёт возможность сделать не просто А/В тест, а сделать А/В/С/… тест. GA предлагает тестить сразу до 10 вариантов страницы или ее частей. Так сказать на каждый цвет радуги — своя страница 🙂
  • еще один важный фактор — это возможность выбирать процент посетителей, которые участвуют в эксперименте. Эта функция будет полезна, если у Вас очень много трафика (подойдет порталам, новостным ресурсам, а также другим сайтам с огромным трафиком), и Вы не хотите, что бы все посетители участвовали в тесте;
  • есть возможность поставить цели (точнее это необходимо сделать, без них он не запуститься), по которым Вы сможете отслеживать результаты и анализировать их прямо в GA. Отслеживать можно следующие цели: переход на страницу, события (например, нажатие кнопки), длительность сеанса и число страниц за сеанс;
  • информация о всех важных изменениях будет приходить на почту, что сэкономит Вам время.

Итак приступим к запуску этих самых экспериментов a/b тестирования

Заходим в свой аккаунт GA (если его нет, нужно зарегистрироваться вот по этой ссылке), выбираем нужное представление, переходим во вкладку Отчеты > Поведение > Эксперименты, и нажимаем на кнопку “Создать эксперимент”.

Отчеты > Поведение > Эксперименты, и нажимаем на кнопку “Создать эксперимент”.

Важно! Для успешного проведения a/b экспериментов, у Вас на сайте должны быть корректно установлены коды Google Analytics, иначе фильма не будет 🙂

 

После нажатия на кнопку откроется Мастер настройки. Вот как он выглядит:

Мастер настройки

Здесь все просто, всего 4 шага:

Первый, на котором мы выбираем цель эксперимента:

  1. Вводим название эксперимента (здесь, думаю, вопросов не должно возникать);
  2. Собственно, выбираем цель - есть два варианта “Выбрать цель” и “Создать цель” (как создавать цель в GA мы рассмотрим в одной из следующих статей, а сейчас остановимся на предположении того, что она у Вас уже есть);
  3. Здесь нужно указать на каком проценте посетителей Вы хотите проводить эксперимент (я обычно беру 100%, что бы проводить эксперимент на всех посетителях, это повышает точность эксперимента и самое главное — скорость проведения, если кто-то считает иначе, напишите свое мнение в комментариях);
  4. Если включить этот пункт, то Вам на почту будут приходить уведомления о ходе эксперимента (очень удобная функция, если у Вас много экспериментов и другой работы и нет времени часами сидеть в аналитике и ждать когда же там, что-то произойдет)
  5. Дополнительные настройки — вот как они выглядят:

Дополнительные настройки

Если включить рычажок в первом пункте, то трафик будет равномерно распределяться на оба варианта (как при обычном А/В тесте), если же не включать — трафик будет распределяться с помощью, так званого, алгоритма “многорукий бандит”. Если вкратце, то алгоритм два раза в день анализирует результаты эксперимента, и в зависимости от них изменяет процент трафика на каждый вариант (вариант с лучшим результатом получает больше трафика), что позволяет ускорить проведение эксперимента. Более подробно читайте здесь.

 

Вкладка номер два. Выставляем настройки самого эксперимента

Выглядит она следующим образом:

настройки самого эксперимента

Все что от Вас требуется на этой вкладке, это ввести URL адрес исходной страницы, а также URLы вариатов, которые нужно протестить.

Важно! Если Вы хотите, чтобы в отчетах на вкладке “Поведение” исходная страница и ее варианты отображалась как одна страница, нужно поставить галочку в пункте “Объединять данные вариантов в других отчетах по контенту” (данные по поведению на страницах будут доступны только в статистике эксперимента), в противном случае, статистика на вкладке “Поведение” будет доступна по каждой из тестируемых страниц.

На следующей, третей, вкладке происходит генерация кода эксперимента

Вот как она выглядит:

происходит генерация кода эксперимента

Система генерирует код и все, что Вам остается — это разместить его после нажатия на кнопку “Вставить код вручную”:

Вставить код вручную

или ввести почту веб-мастера и отправить код ему на почту, нажав “Отправить код веб-мастеру” > Отправить:

Отправить код веб-мастеру

На последней, четвертой вкладке, происходит проверка и запуск эксперимента.

Здесь вы можете перепроверить наличие кода отслеживания GA, а также кода эксперимента на ваших страницах. Если что-то сделано не так, высветится сообщении об ошибке:

происходит проверка и запуск эксперимента

В этом случае советую еще раз перепроверить наличие кода самому или еще раз потеребить вашего программиста :).

Если же все хорошо, после запуска вам покажется вот такое сообщение:

Начать эксперимент

Можете смело нажимать кнопку “Начать эксперимент”.

Осталось только дождаться результатов и проанализировать их, а хотя… нет, Google это сделает за вас 😉

Вот как выглядит этот отчет:

дождаться результатов и проанализировать их

И напоследок, несколько советов о том, как нужно проводить а/б тестирование:

  1. Тестируйте небольшое количество элементов — чем меньше количество элементов вы тестируете, тем проще определить, что дало результат
  2. Проверяйте популярные страницы — если на странице нет трафика, эксперимент может затянуться на годы…
  3. Продолжайте тестирование — после окончания одного теста, запускайте следующий, как говорят “Нет предела совершенству”.

 

Если Вам понравилась эта статья, ставьте лайки и подписывайтесь на нашу рассылку, там еще больше полезной информации!

 

Остались вопросы? Задавайте их в комментариях!

  • Olena Sawicka

    Можно ли установить код эксперимента через GTM?

    • Ярик Зинченко

      Статьи по реализации теста через GTM я читал, но сам еще не делал.

      • Olena Sawicka

        К сожалению, находила статьи по реализации экспериментов GA через GTM только для приложений. Если у Вас сохранились ссылки на статьи по настройке для сайтов, поделитесь, пожалуйста.

        • Ярик Зинченко

          Постараюсь максимально быстро их найти и скинуть Вам.

          • Центр Клиентов

            Здравствуйте, скиньте пожалуйста и мне, или просто добавьте в статью. Многим интересно будет.

        • Ярик Зинченко

          Я эту статью читал http://goo.gl/eMqMHY

          • Olena Sawicka

            Спасибо! Это более трудозатратно, чем метод, приведенный в статье, но зато без участия разработчиков.

          • Ярик Зинченко

            Тут я с Вами согласен.)

      • http://sotnik.biz/ Сотник Юрий

        Ярик, предлагаю попробовать на каком-то проекте 🙂

        • Ярик Зинченко

          Попробуем.

  • Pingback: Как провести А/В тестирование объявлений в контекстной рекламе | SOTNIK/BLOG()

  • Pingback: Как пользоваться гугл аналитикс | SOTNIK BLOG()

  • http://my-master.net.ua/ Andrew

    А что если нужно протестировать группу страниц? Например кнопку в хедере, которая есть на всех стрсницах или CTA на всех страницах портфолио?

  • Андрей Сердюков

    Доброго времени суток! Все сделал как сказано у Вас и в Гугл. Эксперимент начат, и хвост метки подставляется! НО! Если человек переходит в другой раздел сайта, скжем в категорию или корзину, когда через слэш добавляется еще часть адреса. Он перекидывается обратно на главну. ПОдскажите плиз, как быть?! 🙁