Почему SaaS-платформы для SEO это удобно?

SAAS_01

У каждого из нас наступают такие дни, когда работы больше, чем времени на её выполнение. Задачи накапливаются как снежный ком, а запас нервов иссякает. В стремлении решить много задач одновременно, разумный человек всегда старается прибегнуть к автоматизации процесса или делегировать полномочия. Обычно, делегировать полномочия — значит завалить рутинной работой младшего сотрудника, но и они, как правило, не железные :) А довести до самоликвидации джуниора — чревато возвращением себе всех рутинных задач. То есть, проблему это не решает.

Вернемся к автоматизации процессов. Есть две проблемы, которые очень сильно пожирают время сеошника:

  • это рутинные процессы;
  • это отсутствие единого инструмента для выполнения стандартных операций.

Многие разработчики стремятся к его созданию, но, зачастую, каждый новый инструмент имеет сильные и слабые стороны. Это объясняется тем, что изначально инструмент планировался как внутренний софт компании и разрабатывался для решения какой-либо одной основной задачи (реже нескольких). В процессе развития инструмента пришла идея: “А почему бы софт не монетизировать?” Но зачем продавать только узкий функционал, если его можно легко расширить? Его расширяют, дорабатывают и в итоге мы получаем доступ к SEMRush, Serpstat, SimilarWeb, SE Ranking, Ahrefs и им подобным SaaS-платформам.

Аббревиатура SaaS расшифровывается как software as a service. Иными словами, каждый желающий получает доступ к готовому программному инструменту в полной или ограниченной версии для решения своих задач в одном месте.

Основные преимущества SaaS-платформ для SEO

Раньше, для решения вышеуказанных задач, нужно было использовать 3-4 инструмента, а потом сводить воедино руками. При этом, инструменты были как десктопные, так и онлайн. Данные выгружались в разных форматах и кодировках. То есть, масса времени уходила не только на сбор данных и их анализ, но и на оформление и приведение к общему виду.

Проблемы возникали и с таким нюансом, как привязка десктопного софта к железу. То есть, использовать его можно только на одном устройстве — компьютере или ноутбуке. С онлайн SaaS-платформами эти проблемы позабыты, так как зайти в аккаунт и выгрузить данные можно с любого устройства. Это экономит средства компании, так как не надо на каждого специалиста покупать отдельную лицензию, ограничивая его возможности одним рабочим местом. Правда, иногда есть ограничения по количеству IP-адресов, которые одновременно могут использовать аккаунт. Но эта проблема, как правило, решается расширением тарифного плана. Если денег нет — то вы держитесь:) И пользуйтесь аккаунтом по расписанию.

Бывают случаи, когда самый классный SaaS-софт не решает проблему какой-либо задачи. Я, например, до сих пор чищу и группирую выгруженную семантику из разных источников в Key Collector`е, так как это удобно, можно выполнять несколько процессов одновременно, юзать API и т.д. Но это, скорее, исключение, чем правило.

Обычно в работу идут 2 основных SaaS-платформы для сеошников:

SEMRush для западного сегмента интернета и Serpstat для Рунета.

SEMRush

Отличный инструмент для быстрого анализа сайта и ниши в целом.

SEMRush

  • Работает под несколько стран и языков.
  • Обширная база ключевых слов позволяет довольно быстро собрать семантику, особенно эффективно получается собрать по конкурентам. Так как это идеальный источник данных, с которыми стоит работать уже сейчас или придётся работать в будущем.
    Отчет по конкурентам в SEMRush
  • Отслеживать можно не только ключевые слова, но и обратные ссылки.
  • Возможно постоянное отслеживание данных по одному или нескольким проектам — это удобно для проведения аналитики и составления регулярных отчётов.
  • Для самого крутого тарифа есть поддержка API, и это удобно для компаний, которые имеют свой внутренний софт и нуждаются в больших массивах аналитических данных.

Есть и свои недостатки у SEMRush.

  • Для сайтов, которые продвигаются под Яндекс он практически бесполезен, так как предоставляет данные по ключевым словам, позициям, конкурентам только для Google.
  • Кроме того, база ключевых слов для рунета у SEMRush гораздо меньше по сравнению, например, с Serpstat.
  • Ещё одним недостатком можно назвать неполные данные по обратным ссылкам. Они кардинально отличаются от данных Ahrefs или MajesticSEO, поэтому получить полноценную информацию по ссылочной массе конкурентов не удастся. Но, в то же время, общая картина будет более-менее ясна.

В общем, сервис из разряда “маст хэв”.

Serpstat

Для сайтов, продвигающихся под Рунет — это один из инструментов, который должен быть под рукой обязательно. Он не закроет ваши потребности на 100%, но значительно ускорит работу. И вот почему:

  • простой интерфейс позволит делегировать многие рутинные процессы даже неопытным сотрудникам, следовательно высвободит время под более сложные задачи, которые доверить некому;Интерфейс Serpstat
  • многие данные собираются не в реальном времени, а из сохраненной базы. Это значительно ускоряет процесс сбора семантики, анализа конкурентов;
  • в рамках одного онлайн инструмента для SEO вы получаете возможность собрать данные по ключевым словам, обратным ссылкам, конкурентам и видимости сайта как в Google, так и в Яндекс;
  • начиная со второго по стоимости индивидуального тарифа уже доступен API, для корпоративных тарифов — он доступен всем. Это возможность дополнительно автоматизировать многие процессы (семантика, ссылки, отчеты).

Конкуренты в поисковой выдаче отчет в Serpstat

Основным преимуществом, по сравнению с тем же SEMRush, несомненно является возможность сбора данных для поисковой системы Яндекс. Кроме того, как уже упоминалось выше, Serpstat имеет обширную базу ключевых слов на русском языке.

С помощью Serpstat вы сможете:

  • провести аудит сайта и выявить основные ошибки;
  • собрать данные по позициям сайта в поисковой выдаче и его общей видимости;
  • сравнить данные вашего сайта с конкурентами, или сравнить конкурентов между собой;
  • на основании контента конкурентов сформировать свой контент-план на длительный период времени;
  • сформировать структуру сайта, которая позволит создать посадочные страницы для всех нужных поисковых запросов;
  • собрать семантическое ядро, как из базы Serpstat, так при помощи данных по видимости конкурентов;
  • проанализировать обратные ссылки вашего сайта и сайтов конкурентов;
  • сформировать красивый отчет для клиентов.

Есть и свои недостатки у Serpstat.

В виду особенностей работы сервиса, данные по видимости и позициям сайта подтягиваются медленно. Особенно позиции по низкочастотным запросам. Видимость 1 раз в 2 недели, но всё равно приходится ждать:( Для своего сайта проблему частоты обновления позиций можно решить запуском ежедневного мониторинга.

Как и у SEMRush, есть проблема с актуальностью данных по обратным ссылкам. Несмотря на то, что отчасти Serpstat использует базу MajesticSEO, данные между ними отличаются. Как и отличаются данные по сравнению с Ahrefs. Поэтому, для подробного анализа ссылочной массы я бы использовал профильные инструменты, такие как Ahrefs и MajesticSEO. Ну а для быстрого анализа и получения общей картины, оценки качества ссылок — можно смело использовать внутренний инструмент.

Еще одним слабым местом, буквально полгода назад, была база ключевых слов и данные по сайтам для западного сегмента интернета. В частности, для Канады и Австралии. Но, за последнее время ситуация значительно улучшилась, и Serpstat лидирует по базам Канады, Австралии, Великобритании среди всех инструментов (оф. страница статистики Serpstat). Следовательно, работа в этом направлении ведется. Недавно на оф блоге анонсировалось, что будут добавлены новые базы, но сколько, какие и когда — пока непонятно. В общем, “будем посмотреть”, может быть это обновление склонит чашу весов в пользу одного сервиса.

Резюме

Как итог, можно повториться, сделав акцент на том, что без SaaS — платформ сейчас в работе обойтись довольно-таки сложно. А отдать предпочтение какой-то одной, и вовсе невозможно, если вы работаете и под Рунет, и под запад. Поэтому пробуйте, тестируйте и делайте собственные выводы. Так всегда надежней:)