Анатомия Скликивания Контекстной Рекламы AdWords

Привет, друзья. В этом посте мы поговорим о таком явлении, как скликивание или Click Fraud

Я специально не изучал эту тему глубоко, не читал множества статей, не изучал, как работают веб-сервисы по защите от скликивания контекстной рекламы, для того, чтобы “почувствовать анатомию скликивания” на себе, и чтобы лучше понять как устроена эта проблематика…

Два слова предыстории…

Всё началось с того, что стоимость заявки на наши услуги с контекстной рекламы AdWords росла с каждым месяцем, и дошло до того, что буквально в прошлом месяце она резко выросла более чем в два раза. Конкуренция в контекстной рекламе жестока, думал я… Т. к., трафик из контекстной рекламы — один из самых дорогих и конкуренция в нашей нише действительно достаточно высока. Все, кто предлагают услуги в контекстной рекламы, с высокой долей вероятности сами будут рекламироваться с помощью контекстной рекламы. И, действительно, конкуренция в контексте — является одной из веских причин роста стоимости заявки (или стоимости лида, CPL — cost per lead). Но, к сожалению, не только она является такой причиной…

Скликивание контекстной рекламы является не только причиной роста стоимости заявки, но и бессмысленным сливанием рекламных бюджетов в никуда.

Причины скликивания

Я считаю, что их всего две:

  1. Конкуренты. Коварные и хитрые конкуренты не дремлют и только и думают о том, как “выбить” вас из контекстной рекламы и забрать всех клиентов в нише себе :)
  2. Желание веб-мастеров и/или владельцев площадок заработать на рекламе (AdSence и РСЯ ), размещаемой на их сайтах. Как только вебмастер видит, что стоимость привлечения трафика на его ресурс превышает, сумму денег, зарабатываемых им на рекламе с его сайта, искушение прибегнуть к скликиванию, чтобы решить эту проблему, резко возрастает!

Виды скликивания

На мой взгляд, их тоже два:

  1. Ручное скликивание
  2. Автоматическое скликивание с помощью ботов или так называемых, ботнетов

Теоретически, можно бороться и с тем, и с другим.

В этой статье, я хочу поделиться, к каким выводам я пришел в процессе изучения данной проблематики на нашей же рекламной кампании. Всё написанное в ней — моё субъективное мнение, которое может быть и не верно, и я с радостью подискутирую с вами в комментах :)

Позиция рекламных сервисов на счет скликивания

Вы уже наверняка знаете, что мы максимально концентрируемся на Google AdWords, и через него познаём контекстную рекламу… Так вот, официальная позиция Google будет очень красивой — они расскажут Вам про, так называемые, недействительные клики и недействительный трафик, а также о том, как они борются с ними и даже возвращают бюджеты за них. https://goo.gl/0vPyvV — по этой ссылке вы можете об этом почитать в Справке AdWords.

Как это выглядит на практике:

Недействительные клики

Для того, чтобы получить эту колонку, необходимо зайти в настройку Столбцов для отчетов в AdWords и добавить в таблицу колонку “Недействительные клики”.

Здесь показаны те клики, которые согласно Справке AdWords не учитываются системой и за них не взимается плата, т.е., Google их фильтрует автоматически по своим определенным критериям и даже не берет за них оплату.

Второй вид недействительных кликов — это клики, за которые Google берет оплату, но потом, когда он определяет, что они недействительные, возвращает за них деньги обратно на баланс AdWords:

 баланс AdWords

Сумму возвратов Вы можете увидеть в колонке “Платежи/начисления” в аккаунте AdWords, зайдя на страницу “Оплата”.

Конечно же Google борется с недействительными кликами и со скликиванием. Но по моей субъективной оценке, всё-же часть, и эта часть значительна (!), не фильтруется Гуглом.

Почему так? Я не знаю. Но уверен точно в том, что мы должны сделать всё возможное и от нас зависящее, для того, чтобы по-максимуму исключить кликфрод.

Методы борьбы со скликиванием

Как я уже говорил, я специально не изучал, как работают сервисы борьбы со скликиванием, а полез изучать самостоятельно тематику, чтобы лучше в этом разобраться самому. Поэтому в этом блоке я скажу лишь некоторые начальные мысли по борьбе с кликфродом… А если вы знаете больше, поделитесь, пожалуйста, вашим опытом в комментариях :)

Итак, вооружившись предположением (из этой статьи: https://vc.ru/p/dont-trust-ssp) о том, что бот при скликивании не “оставляет” запись видео в Вебвизоре Яндекс.Метрики, я пошел исследовать визиты в Вебвизоре.

визиты в Вебвизоре

Для анализа были выбраны следующие визиты:

  • визиты ТОЛЬКО с рекламных систем Google AdWords, Facebook/ads, Яндекс.Директ.
  • визиты, длительность которых не превышает 2 секунд

Далее, я отсортировал полученный результат по номеру визита.

Собственно, это все, с высокой долей вероятности — боты. Вряд ли, живой человек будет заходить на Ваш сайт с рекламы 25 раз и проводить на сайте меньше двух секунд. Даже если это живой человек, то рекламу ему показывать не надо и тратить на него рекламные бюджеты.

Далее, для анализа берем время визита, а также всю инфу, которая всплывает по нажатии на «i» в Вебвизоре, видим следующее:

инфа, которая всплывает по нажатии на "i" в Вебвизоре,

Следующий шаг — мы пошли в логи сервера рекламируемого сайта, и отыскали посещаемость точно в это время…

логи сервера рекламируемого сайта

Чтобы убедиться, что это именно тот же самый визит, который мы видим в Метрики, пробиваем этот IP через сервис https://2ip.com.ua/ru/services/information-service/site-location, и видим следующее:

Сервис 2ip

Ну не может живой здоровый человек делать столько обращений с одного IP за такое короткое время. Вывод: это бот.

Даже, если это не бот, то такому пользователю я рекламироваться не хочу. Поэтому принимаем решение добавить этот IP в исключения в аккаунтах всех рекламных сервисов, в которых мы рекламируем наш сайт.

Какие способы борьбы со скликиванием уже есть сейчас?

1.Первое и, очевидное, это добавить злосчастный IP в исключения к показу рекламы.

Пример добавления IP в исключения в аккаунте AdWords:

исключения в аккаунте AdWords

2. Добавить площадки, с которых осуществлялось скликивание, в исключения к показу рекламы.

Площадки находим в той же Метрике (также можно найти подобные площадки и в Google Analytics, и в Google AdWords):

находим в Метрике

Добавляем эту гадость в исключение в РК:

Добавляем эту гадость в исключение в РК

Тут важно отметить, что для анализа таких площадок, и для принятия решения, нужно ли добавлять их в список для исключения или нет, нужно знание специфики бизнеса. Например, я уверен, что наш клиент не будет “тусоваться” на подобного рода сайтах онлайн-игр…

В этом посте я указал, всего лишь два способа борьбы со скликиванием. А их есть больше.

А как вы боретесь со скликиванием? Напишите об этом в комментариях! :)

P.S. Полезные ссылки по недействительным кликам со справки AdWords

  • Ярик

    Если чуваки используют ПО для скликивания, то с этим никак не справиться. Там меняется IP постоянно. Оно поэтому и стоит овер дофига денег. А те кто вручную скликивает много не на кликают. та и гугл вернет. А вот в кмс да- просто сайты поисключать.
    Когда работает ПО то гугл возращает все — даже больше. Другое дело, что денег тратится дофига, они то вернутся, но лидов нет. Нужно очень большие бюджеты что бы часть денег тратилсь на реальных юзеров. Деньги вымываются из оборота. Цена лида может быть норм в результате того что деньги вернули, но самих лидов будет мало).

    • http://sotnik.biz/ Сотник Юрий

      >>Если чуваки используют ПО для скликивания, то с этим никак не справиться. Там меняется IP постоянно. Оно поэтому и стоит овер дофига денег.

      Тут позвольте не согласиться: по моему мнениею, они часто используют сети IP, и поэтому надо просто периодически делать такие проверки — заходы с рекламных систем, время меньше 1-2 сек, количество заходов больше 3 например. Вот эти IP исключать постоянно.

    • Полина Туманова

      Если чуваки используют ПО для скликивания, то с этим никак не справиться. Там меняется IP постоянно.
      -позвольте не согласиться — есть сервисы, которые отслеживают по устройству, а не айпи

      • Константин Шахрай

        Что за сервисы?

  • Елена

    А если выполняется ручное скликивание конкурентом. (При чем известно, каким). И скликивание происходит постоянно с разных IP. Возможно, использует прогу для смены IP. Как тогда быть? Google от такого никак не «защищает». Более того, заявку на возврат денег принимает раз в 2 месяца. И рекламу почему-то скликивает за час. Хотя в настройках стоит метод показа:равномерный. Но бюджет скликивался очень быстро. (Бюджет очень большой). Кто-нибудь знает, как быть в таких случаях?

    • Илья

      Лично мое мнение, что с технической точки зрения, то в корень побороть это нельзя. Если конкурент взялся за вас, то какой то % будет скликиваться. Но можно юзать скрипты для блокировки пользователей — ботов. Как на уровне GA так и на уровне сервера сайта. Основная часть заблокируется.Кстати, если ваша реклама гео нацеленная, то я думаю это только лучше. Боты в основном использую сервера рандомы,и многие из них находятся даже не близко к заданному городу или облати, то есть при первых признаках склика можно сразу заносить под сеть или айпи в блок. Не дожидаясь подробного анализа от скрипта, который будет заносить пользователя в блок. Если это переводить на денежные единицы, то результат даже в 25% блоков ботов, не может не радовать…
      Имхо это мое мнение.

      • Елена

        Илья, спасибо большое за ответ!
        Действительно, побороть нам это не удалось. К сожалению, скликивание происходит ручное, реклама настроена на большое количество отдельных городов, и IP меняется с помощью программы под соответствующий город. Жаль, что гугл не отслеживает реальный IP и местоположение пользователя.
        Относительно клик фрога — пользовались программой для другого проекта. Очень много адресов занесло в исключения. Так что в принципе работает, удобно.

        • http://sotnik.biz/ Сотник Юрий

          Елена, что могу порекомендовать, если конкурент скликивает вручную:
          1. Как только заметили подозрительный IP (с которого происходит ручное скликивание) — добавляйте в исключения.
          2. Теоретически, можно вычислить IP-адрес офиса конкурента — сразу же в исключение.

          Да, таким образом, мы конечно не избавимся от всех скликиваний, но важно сделать ВСЁ ВОЗМОЖНОЕ от себя и ПО МАКСИМУМУ, чтобы решить проблему.

  • Nisar Shams

    А кто юзал clickfrog? Есть ли смысл? Давно о них слышал, но на сайте нет ни цен, ни нормальных описаний сервиса. Хотелось бы не создавать заново велосипед, а пользоваться готовыми решениями.

    Может, кто-то аналоги/другие решения знает? К примеру, в Adwords можно настроить скрипт. А как быть с Директом?

    • Ольга Овсиенко

      Добрый день. У нас был опыт использования сервиса clickfrog, впечатление положительное. Что необходимо для работы с этим сервисом: зарегистрироваться, установить код на сайт, подключить модуль либо AdWords, либо Директ, можно вместе применять, выбираем кампании с которых мы хотели бы ловить скликивание. Пополняем общий счет (минимальная сумма в диапазоне 400-500 рублей), потом эту сумму распределяем по модулям. Стартуем. Как работает эта программа: когда система ловит склик, она автоматически добавляет в исключение IP на уровне кампании. В чем есть проблема, это то что в Директе можно добавлять не более 25 IP в исключение, в AdWords количество айпишников не ограничено. Платите Вы 10 русских копеек за каждого уникального посетителя. Можно в личном кабинете смотреть статистику по заходам и IP

      • Nisar Shams

        т.е. для Директа сервис не особенно актуален? 25 адресов — это же ни о чем:) Или реализован бан площадок? Но это для РСЯ хорошо, а что делать со скликиванием на поиске Яндекса?

        Заранее благодарю за ответ!

        • Ольга Овсиенко

          Когда количество IP на уровне кампании достигает 25 в Директе, то в последующем более старые удаляются, а новые добавляются и так по кругу) Бан площадок в этом сервисе тоже есть.

        • http://sotnik.biz/ Сотник Юрий

          Я тоже считаю, что 25 адресов в исключении в Директе — это ни о чём…

  • Артем Бондаренко

    Вот еще один сервис https://siuc.biz, который позволяет обнаружить скликивание, есть возможность автоматизировать процесс, можно в ручном режиме проводить расследования. И самое главное, пока что бесплатно 😉