Привет, друзья. В этом посте мы поговорим о таком явлении, как скликивание или Click Fraud…
Я специально не изучал эту тему глубоко, не читал множества статей, не изучал, как работают веб-сервисы по защите от скликивания контекстной рекламы, для того, чтобы “почувствовать анатомию скликивания” на себе, и чтобы лучше понять как устроена эта проблематика…
Два слова предыстории...
Всё началось с того, что стоимость заявки на наши услуги с контекстной рекламы AdWords росла с каждым месяцем, и дошло до того, что буквально в прошлом месяце она резко выросла более чем в два раза. Конкуренция в контекстной рекламе жестока, думал я… Т. к., трафик из контекстной рекламы — один из самых дорогих и конкуренция в нашей нише действительно достаточно высока. Все, кто предлагают услуги в контекстной рекламы, с высокой долей вероятности сами будут рекламироваться с помощью контекстной рекламы. И, действительно, конкуренция в контексте — является одной из веских причин роста стоимости заявки (или стоимости лида, CPL — cost per lead). Но, к сожалению, не только она является такой причиной…
Скликивание контекстной рекламы является не только причиной роста стоимости заявки, но и бессмысленным сливанием рекламных бюджетов в никуда.
Причины скликивания
Я считаю, что их всего две:
- Конкуренты. Коварные и хитрые конкуренты не дремлют и только и думают о том, как “выбить” вас из контекстной рекламы и забрать всех клиентов в нише себе 🙂
- Желание веб-мастеров и/или владельцев площадок заработать на рекламе (AdSence и РСЯ ), размещаемой на их сайтах. Как только вебмастер видит, что стоимость привлечения трафика на его ресурс превышает, сумму денег, зарабатываемых им на рекламе с его сайта, искушение прибегнуть к скликиванию, чтобы решить эту проблему, резко возрастает!
Виды скликивания
На мой взгляд, их тоже два:
- Ручное скликивание
- Автоматическое скликивание с помощью ботов или так называемых, ботнетов
Теоретически, можно бороться и с тем, и с другим.
В этой статье, я хочу поделиться, к каким выводам я пришел в процессе изучения данной проблематики на нашей же рекламной кампании. Всё написанное в ней — моё субъективное мнение, которое может быть и не верно, и я с радостью подискутирую с вами в комментах 🙂
Позиция рекламных сервисов на счет скликивания
Вы уже наверняка знаете, что мы максимально концентрируемся на Google AdWords, и через него познаём контекстную рекламу… Так вот, официальная позиция Google будет очень красивой — они расскажут Вам про, так называемые, недействительные клики и недействительный трафик, а также о том, как они борются с ними и даже возвращают бюджеты за них. https://goo.gl/0vPyvV — по этой ссылке вы можете об этом почитать в Справке AdWords.
Как это выглядит на практике:
Для того, чтобы получить эту колонку, необходимо зайти в настройку Столбцов для отчетов в AdWords и добавить в таблицу колонку “Недействительные клики”.
Здесь показаны те клики, которые согласно Справке AdWords не учитываются системой и за них не взимается плата, т.е., Google их фильтрует автоматически по своим определенным критериям и даже не берет за них оплату.
Второй вид недействительных кликов — это клики, за которые Google берет оплату, но потом, когда он определяет, что они недействительные, возвращает за них деньги обратно на баланс AdWords:
Сумму возвратов Вы можете увидеть в колонке “Платежи/начисления” в аккаунте AdWords, зайдя на страницу “Оплата”.
Конечно же Google борется с недействительными кликами и со скликиванием. Но по моей субъективной оценке, всё-же часть, и эта часть значительна (!), не фильтруется Гуглом.
Почему так? Я не знаю. Но уверен точно в том, что мы должны сделать всё возможное и от нас зависящее, для того, чтобы по-максимуму исключить кликфрод.
Методы борьбы со скликиванием
Как я уже говорил, я специально не изучал, как работают сервисы борьбы со скликиванием, а полез изучать самостоятельно тематику, чтобы лучше в этом разобраться самому. Поэтому в этом блоке я скажу лишь некоторые начальные мысли по борьбе с кликфродом… А если вы знаете больше, поделитесь, пожалуйста, вашим опытом в комментариях 🙂
Итак, вооружившись предположением (из этой статьи: https://vc.ru/p/dont-trust-ssp) о том, что бот при скликивании не “оставляет” запись видео в Вебвизоре Яндекс.Метрики, я пошел исследовать визиты в Вебвизоре.
Для анализа были выбраны следующие визиты:
- визиты ТОЛЬКО с рекламных систем Google AdWords, Facebook/ads, Яндекс.Директ.
- визиты, длительность которых не превышает 2 секунд
Далее, я отсортировал полученный результат по номеру визита.
Собственно, это все, с высокой долей вероятности — боты. Вряд ли, живой человек будет заходить на Ваш сайт с рекламы 25 раз и проводить на сайте меньше двух секунд. Даже если это живой человек, то рекламу ему показывать не надо и тратить на него рекламные бюджеты.
Далее, для анализа берем время визита, а также всю инфу, которая всплывает по нажатии на "i" в Вебвизоре, видим следующее:
Следующий шаг — мы пошли в логи сервера рекламируемого сайта, и отыскали посещаемость точно в это время...
Чтобы убедиться, что это именно тот же самый визит, который мы видим в Метрики, пробиваем этот IP через сервис https://2ip.com.ua/ru/services/information-service/site-location, и видим следующее:
Ну не может живой здоровый человек делать столько обращений с одного IP за такое короткое время. Вывод: это бот.
Даже, если это не бот, то такому пользователю я рекламироваться не хочу. Поэтому принимаем решение добавить этот IP в исключения в аккаунтах всех рекламных сервисов, в которых мы рекламируем наш сайт.
Какие способы борьбы со скликиванием уже есть сейчас?
1.Первое и, очевидное, это добавить злосчастный IP в исключения к показу рекламы.
Пример добавления IP в исключения в аккаунте AdWords:
2. Добавить площадки, с которых осуществлялось скликивание, в исключения к показу рекламы.
Площадки находим в той же Метрике (также можно найти подобные площадки и в Google Analytics, и в Google AdWords):
Добавляем эту гадость в исключение в РК:
Тут важно отметить, что для анализа таких площадок, и для принятия решения, нужно ли добавлять их в список для исключения или нет, нужно знание специфики бизнеса. Например, я уверен, что наш клиент не будет “тусоваться” на подобного рода сайтах онлайн-игр...
В этом посте я указал, всего лишь два способа борьбы со скликиванием. А их есть больше.
А как вы боретесь со скликиванием? Напишите об этом в комментариях! 🙂
P.S. Полезные ссылки по недействительным кликам со справки AdWords