Анатомия Скликивания Контекстной Рекламы AdWords

Привет, друзья. В этом посте мы поговорим о таком явлении, как скликивание или Click Fraud

Я специально не изучал эту тему глубоко, не читал множества статей, не изучал, как работают веб-сервисы по защите от скликивания контекстной рекламы, для того, чтобы “почувствовать анатомию скликивания” на себе, и чтобы лучше понять как устроена эта проблематика…

Два слова предыстории...

Всё началось с того, что стоимость заявки на наши услуги с контекстной рекламы AdWords росла с каждым месяцем, и дошло до того, что буквально в прошлом месяце она резко выросла более чем в два раза. Конкуренция в контекстной рекламе жестока, думал я… Т. к., трафик из контекстной рекламы — один из самых дорогих и конкуренция в нашей нише действительно достаточно высока. Все, кто предлагают услуги в контекстной рекламы, с высокой долей вероятности сами будут рекламироваться с помощью контекстной рекламы. И, действительно, конкуренция в контексте — является одной из веских причин роста стоимости заявки (или стоимости лида, CPL — cost per lead). Но, к сожалению, не только она является такой причиной…

Скликивание контекстной рекламы является не только причиной роста стоимости заявки, но и бессмысленным сливанием рекламных бюджетов в никуда.

Причины скликивания

Я считаю, что их всего две:

  1. Конкуренты. Коварные и хитрые конкуренты не дремлют и только и думают о том, как “выбить” вас из контекстной рекламы и забрать всех клиентов в нише себе 🙂
  2. Желание веб-мастеров и/или владельцев площадок заработать на рекламе (AdSence и РСЯ ), размещаемой на их сайтах. Как только вебмастер видит, что стоимость привлечения трафика на его ресурс превышает, сумму денег, зарабатываемых им на рекламе с его сайта, искушение прибегнуть к скликиванию, чтобы решить эту проблему, резко возрастает!

Виды скликивания

На мой взгляд, их тоже два:

  1. Ручное скликивание
  2. Автоматическое скликивание с помощью ботов или так называемых, ботнетов

Теоретически, можно бороться и с тем, и с другим.

В этой статье, я хочу поделиться, к каким выводам я пришел в процессе изучения данной проблематики на нашей же рекламной кампании. Всё написанное в ней — моё субъективное мнение, которое может быть и не верно, и я с радостью подискутирую с вами в комментах 🙂

Позиция рекламных сервисов на счет скликивания

Вы уже наверняка знаете, что мы максимально концентрируемся на Google AdWords, и через него познаём контекстную рекламу… Так вот, официальная позиция Google будет очень красивой — они расскажут Вам про, так называемые, недействительные клики и недействительный трафик, а также о том, как они борются с ними и даже возвращают бюджеты за них. https://goo.gl/0vPyvV — по этой ссылке вы можете об этом почитать в Справке AdWords.

Как это выглядит на практике:

Недействительные клики

Для того, чтобы получить эту колонку, необходимо зайти в настройку Столбцов для отчетов в AdWords и добавить в таблицу колонку “Недействительные клики”.

Здесь показаны те клики, которые согласно Справке AdWords не учитываются системой и за них не взимается плата, т.е., Google их фильтрует автоматически по своим определенным критериям и даже не берет за них оплату.

Второй вид недействительных кликов — это клики, за которые Google берет оплату, но потом, когда он определяет, что они недействительные, возвращает за них деньги обратно на баланс AdWords:

 баланс AdWords

Сумму возвратов Вы можете увидеть в колонке “Платежи/начисления” в аккаунте AdWords, зайдя на страницу “Оплата”.

Конечно же Google борется с недействительными кликами и со скликиванием. Но по моей субъективной оценке, всё-же часть, и эта часть значительна (!), не фильтруется Гуглом.

Почему так? Я не знаю. Но уверен точно в том, что мы должны сделать всё возможное и от нас зависящее, для того, чтобы по-максимуму исключить кликфрод.

Методы борьбы со скликиванием

Как я уже говорил, я специально не изучал, как работают сервисы борьбы со скликиванием, а полез изучать самостоятельно тематику, чтобы лучше в этом разобраться самому. Поэтому в этом блоке я скажу лишь некоторые начальные мысли по борьбе с кликфродом… А если вы знаете больше, поделитесь, пожалуйста, вашим опытом в комментариях 🙂

Итак, вооружившись предположением (из этой статьи: https://vc.ru/p/dont-trust-ssp) о том, что бот при скликивании не “оставляет” запись видео в Вебвизоре Яндекс.Метрики, я пошел исследовать визиты в Вебвизоре.

визиты в Вебвизоре

Для анализа были выбраны следующие визиты:

  • визиты ТОЛЬКО с рекламных систем Google AdWords, Facebook/ads, Яндекс.Директ.
  • визиты, длительность которых не превышает 2 секунд

Далее, я отсортировал полученный результат по номеру визита.

Собственно, это все, с высокой долей вероятности — боты. Вряд ли, живой человек будет заходить на Ваш сайт с рекламы 25 раз и проводить на сайте меньше двух секунд. Даже если это живой человек, то рекламу ему показывать не надо и тратить на него рекламные бюджеты.

Далее, для анализа берем время визита, а также всю инфу, которая всплывает по нажатии на "i" в Вебвизоре, видим следующее:

инфа, которая всплывает по нажатии на "i" в Вебвизоре,

Следующий шаг — мы пошли в логи сервера рекламируемого сайта, и отыскали посещаемость точно в это время...

логи сервера рекламируемого сайта

Чтобы убедиться, что это именно тот же самый визит, который мы видим в Метрики, пробиваем этот IP через сервис https://2ip.com.ua/ru/services/information-service/site-location, и видим следующее:

Сервис 2ip

Ну не может живой здоровый человек делать столько обращений с одного IP за такое короткое время. Вывод: это бот.

Даже, если это не бот, то такому пользователю я рекламироваться не хочу. Поэтому принимаем решение добавить этот IP в исключения в аккаунтах всех рекламных сервисов, в которых мы рекламируем наш сайт.

Какие способы борьбы со скликиванием уже есть сейчас?

1.Первое и, очевидное, это добавить злосчастный IP в исключения к показу рекламы.

Пример добавления IP в исключения в аккаунте AdWords:

исключения в аккаунте AdWords

2. Добавить площадки, с которых осуществлялось скликивание, в исключения к показу рекламы.

Площадки находим в той же Метрике (также можно найти подобные площадки и в Google Analytics, и в Google AdWords):

находим в Метрике

Добавляем эту гадость в исключение в РК:

Добавляем эту гадость в исключение в РК

Тут важно отметить, что для анализа таких площадок, и для принятия решения, нужно ли добавлять их в список для исключения или нет, нужно знание специфики бизнеса. Например, я уверен, что наш клиент не будет “тусоваться” на подобного рода сайтах онлайн-игр...

В этом посте я указал, всего лишь два способа борьбы со скликиванием. А их есть больше.

А как вы боретесь со скликиванием? Напишите об этом в комментариях! 🙂

P.S. Полезные ссылки по недействительным кликам со справки AdWords